СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ: ЗАДАЧИ, ПРИЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ
Цель — научить участников системно работать с информацией и принимать управленческие решения.
Основная задача ситуационного анализа — грамотно, без домыслов работать с информацией.
Технология 1.«Колесо»
Шаг первый: «Туманная ситуация». Основная задача — описать проблему так, как вы себе ее представляете на данный момент. Здесь можно излагать собственные домыслы, опасения, чувства, даже приходящие в голову варианты решения. Основная ловушка этого этапа — поиск решения, принятие решения.
Описав проблему, вы обобщаете информацию: «Итак, на первый взгляд, проблема заключается в том-то. На данном этапе я собираюсь решать ее так-то». Это «туманная формулировка» проблемы.
Шаг второй — «Поиск фактов». Задача этого шага — дать несколько четких ответов на вопросы:
В чем конкретно проявляется проблема?
Что я о ней знаю?
Что о ней знают другие?
Чего я о ней не знаю? Какой информации мне не хватает?
Шаг третий — «Определение проблемы». Ваша задача на этом шаге — дать проблеме позитивную формулировку.
Приведите несколько вариантов ответа на два вопроса:
Почему я столкнулся с этой проблемой?
Что будет, когда у меня этой проблемы не станет?
Ответ на последний вопрос (что будет, если проблемы не станет?) — это образ решенной проблемы. Вам нужно соотнести образ решенной проблемой с вероятными причинами ее появления.
Шаг четвертый — «Создание поля идей». Это мозговой штурм. Все посетившие вас идеи необходимо записывать, не критикуя и не оценивая их реалистичность. Ваша задача — набрать как можно больше идей. В конце этого шага у вас должно измениться настроение — появится чувство перспективы.
Шаг пятый — «Оценка и отбор». Задача шага — определить критерии отбора идей и оценить реалистичность каждой их них по выделенным критериям. Оставьте 2— 3 рабочие идеи.
Шаг шестой — «Образ решения». Задача шага — продумать сценарий практической реализации наиболее реалистичной идеи. Описать мероприятия, шаги, которые вам предстоит сделать на пути решения.
Шаг седьмой — «Составление плана действий». Задача шага — составить конкретный и четкий план действий, направленный на практическое воплощение выбранного сценария. Для удобства заполняется таблица.
Шаг восьмой — «Действия и их оценка». Это шаг практической реализации и последующей оценки действий. После достижения результата полезно задать себе несколько вопросов:
Достигнут ли ожидаемый результат?
Какие трудности встретились в процессе реализации сценария?
Все ли трудности были учтены вначале? Если нет, то почему?
Какие интересные открытия были сделаны в процессе реализации сценария?
Чему вас может научить этот опыт?
Упражнение 1
Вспомните нерешенную проблемную ситуацию. Проанализируйте ее при помощи технологии колеса, занося информацию в таблицу.
Шаг |
Информация |
1.Туманная ситуация |
На первый взгляд, проблема заключается...
|
2. Поиск фактов |
В чем конкретно проявляется проблема?
Что я о ней знаю?
Что о ней знают другие?
Чего я о ней не знаю? Какой информации мне не хватает?
|
3. Определение проблемы |
Почему я столкнулся с этой проблемой?
Что будет, когда у меня этой проблемы не станет?
|
4. Создание поля идей |
Что можно сделать, чтобы решить эту проблему?
|
5. Оценка и отбор |
По каким критериям я буду отбирать рабочие идеи? Рабочими идеями являются:
|
6. Образ решения |
Что нужно сделать, чтобы рабочая идея была реализована?
|
7. План |
Кто мне поможет? Когда это лучше делать? Какие ресурсы нужно привлечь?
|
8. Выводы |
|
После сделанных выводов и принятого решения, желательно это рещение закрепить в следующей форме
Что нужно сделать?
Список мероприятий, действий, необходимых для реализации задуманного |
Кто будет этим заниматься? Возле каждого мероприятия (действия) появляется ответственное лицо |
Когда это нужно
сделать? Возле каждого мероприятия проставляются конкретные сроки исполнения |
Каким образом это
делать? Возле каждого мероприятия выписываются необходимые средства, ресурсы, схемы действий |
Где?
Обозначается место проведения мероприятия (или действия) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технология «Три сундука»
Нужно последовательно наполнить информацией три сундука.
Чтобы наполнить первый сундук, нужно ответить как можно подробнее на вопрос: «Если мы идем по этому пути, если мы принимаем это решение, какие неприятности и ущербы в принципе могут нас ожидать?»
Чтобы наполнить второй сундук, нужно оценить реальную угрозу каждого риска, содержащегося в первом сундуке, сформировать возможный «негативный сценарий» развития событий:
Что нам грозит, если случится, произойдет...? или: Что самое страшное может произойти, если...?
Насколько реально, что произойдет это?
Третий сундук заполняется «противоядиями». Методом мозгового штурма вам нужно найти способы защиты и противодействия «негативным сценариям»:
Что можно сделать, если произойдет, случится это...?
Есть ли у нас ресурсы или страховка, если произойдет...?
Если «противоядие» не найдено для 70% «негативных сценариев», то потенциальное решение чрезвычайно рискованно. 30% риска допустимо. Однако бывают ситуации и решения, по отношению к которым справедливо и актуально крылатое выражение: «Риск — благородное дело».
Упражнение 2
Вспомните ситуацию, требующую оценки рисков, и заполните последовательно три сундука.
Первый сундук (наполняется рисками) |
Что плохого, в принципе, может произойти?
|
Второй сундук (наполняется реальными угрожающими сценариями развития событий) |
Какие из рисков действительно реальны?
Каким может быть самый деструктивный сценарий реализации реальных рисков?
|
Третий сундук
(наполняется «противоядиями») |
Что можно сделать, чтобы предотвратить деструктивное развитие событий или противостоять ему?
|
Ваше решение |
|
Выводы |
Чему меня научила работа с технологией трех сундуков?
|
Технология 3. «Лестница»
Чтобы подняться по лестнице, нужно последовательно пройти пять ступенек.
Первая ступенька: Что это такое: ____________________? Нужно записать как можно больше вариантов ответов.
Вторая ступенька: Что вы имели в виду? Нужно записать комментарии к каждому варианту ответа.
Третья ступенька: В чем различия? Нужно зафиксировать принципиальные отличия в комментариях.
Четвертая ступенька: В чем сходство? Нужно зафиксировать принципиальные сходства в комментариях.
Пятая ступенька: Новое общее определение. Нужно составить развернутое общее определение понятия с учетом и различия и сходства в комментариях.
Упражнение 3
Инструкция. Разделитесь на три группы. С использованием технологии «Лестница»
первая группа формирует рабочее определение понятия «___________________»;
вторая группа формирует рабочее определение понятия «___________________»;
третья группа формирует рабочее определение понятия «___________________».
Ступени |
Определения |
1 |
Что для вас __________________ (например, Лояльность) - это... (как можно больше вариантов ответов)
|
2 |
Что я имею в виду, когда говорю «______________________________» - это...?
|
3 |
Какие принципиальные различия есть в этих формулировках? Например, с одной стороны «___________________» понимается как...
с другой стороны «_________________» понимается как...
с третьей стороны «_________________» понимается как...
|
4 |
Какие принципиальные сходства есть в формулировках? Например, в нескольких случаях «_________________» понимается как...
|
5 |
Рабочее определение понятия
|
Выводы |
|
ПРОКАЧАТЬ СЕБЯ
Важно не то, Кто ты?! Важно то, Как ты?!