Kaizen
: Концепция «кайдзен»
От японского «kaizen»: непрерывное совершенствование методов работы и личной эффективности. Кайдзен — целая концепция, нацеленная на постепенные непрерывные улучшения производительности компании на всех ее уровнях с привлечением всех занятых в ней сотрудников. В результате компания снижает издержки благодаря росту качества и сокращению производственного цикла. При этом оптимизируются расходы, а также проводится синхронизация отдельных производственных процессов.
В рамках концепции «кайдзен» различают виды деятельности, влияющие и не влияющие на создание стоимости продукта. Под созданием стоимости подразумеваются все действия, придающие продукту добавочную стоимость. Если действие или процесс не способствуют росту стоимости — они считаются контрпродуктивными. Так как «кайдзен» оптимизирует расходы и подключает к производству метод «Точно в срок», то обычно существенно сокращается использование складских площадей, транспорта и сырья.
Основные принципы «кайдзен»:
¦ Тщательный анализ результатов бизнес-процессов.
¦ Руководитель думает и действует в целях оптимизации процесса.
¦ Инновации внедряются постепенно, шаг за шагом.
¦ Даже минимальные количественные изменения становятся новым стандартом качества.
¦ Программы оптимизации вводятся немедленно после принятия решения.
¦ Каждое качественное изменение становится обязательным стандартом.
¦ Принцип непрерывности: окончание процесса разработки инновации становится началом процесса оптимизации.
¦ «Кайдзен» требует активной позиции от руководителя (стимулирование сотрудников выдвигать рацпредложения).
Кроме того, важную роль играют:
¦ Система рационализаторства (включая премии авторам удачных идей).
¦ Ориентация на интересы клиента.
¦ Механизация и автоматизация производства.
¦ Масштабный контроль качества и производительности.
¦ Канбан.
¦ Командная работа, ответственность на всех участках цепочки бизнес-процессов.
¦ Сотрудничество как способ работы и руководства.
¦ Согласованность целей.
Хотя в последовательном применении концепции «кайдзен» кроется высокий потенциал повышения производительности, сокращения подготовительных этапов, доли брака и отходов, по разным причинам многие компании терпят неудачу в процессе внедрения изменений. Их примеры показывают, что качественное изменение культуры предприятия — дело непростое. Причины неудач, как правило, заключаются в недостаточном вовлечении сотрудников в новую философию компании. Здесь становится ясно, что изменения — не разовая акция, а долгосрочный и в идеале — постоянный процесс. Компании, последовательно применявшие «кайдзен» и сохранившие приверженность этой концепции, достигли удивительных успехов и по эффективности значительно превзошли конкурентов.
Kanban
: Канбан
От японского «канбан»: стратегия управления материальными запасами. Поставка сырья для производства в соответствии с принципом: «Прежде чем сосуд опустеет, его следует вовремя наполнить». Основная идея «канбан» — система без промежуточных складов, которая создается благодаря поставке на производство требуемого количества деталей в необходимый момент. Принцип «точно в срок» дает возможность учитывать растущие и все более многообразные требования клиентов.
Цели «канбан» заключаются в улучшении:
¦ отношений с поставщиками,
¦ эргономики рабочих мест,
¦ производственных процессов,
¦ систем поддержки,
¦ трудовых отношений.
Характерные элементы «канбан»:
¦ Цепочка поставки: она состоит из получателя, расходующего материал, и источника, где материал производится или готовится к отправке. Сюда же относится буферный склад, расположенный между источником и получателем.
¦ Принцип получения сырья: получатель обязан забрать необходимые ему детали или поручить эту задачу ответственному за доставку.
Буферные склады гарантируют получателю постоянно наличие необходимого количества материалов.
¦ Карта «канбан»: содержит все необходимые данные для быстрого управления потоками сырья и информации. Такими данными могут служить, например, номера и краткое описание деталей, обозначение типа контейнера и т.д.
¦ Правило последовательности: получатель самостоятельно забирает необходимые детали с промежуточных складов, при этом он не имеет права забрать больше, чем требуется для производства. «Источник», в соответствии с принципом «Производства по требованию», только в том случае начинает изготовление новой партии деталей, если получатель действительно забрал с буферного склада очередную партию и, соответственно, наступил этап очередного «производственного канбана».
Благодаря применению системы «канбан», наряду с сокращением производственного цикла, достигается сокращение так называемого «подсобного времени», а также количества деталей, находящихся в обороте, и удается добиться равномерной загрузки различных процессов. Кроме того, в результате быстрой поставки необходимых деталей отпадает необходимость содержания больших складских площадей, что в свою очередь высвобождает дополнительный капитал. Наконец, «канбан» позволяет предприятию управлять системой поставок без внедрения сложных систем управления и планирования.
Kick
-Off-Meeting: Стартовое совещание
С английского: kick off = удар (например, в футболе). Организационное совещание перед стартом проекта. Задача его — определить ход работ, задачи и сроки.
Цели:
¦ знакомство участников проектной команды,
¦ получение единой информации всеми участниками проекта,
¦ выяснение целей и условий проекта,
¦ начало планирования отдельных этапов (структурный план, план по промежуточным результатам),
¦ утверждение внутри проектной команды принципов взаимодействия и обмена информацией,
¦ проверка участников команды на необходимую для проекта квалификацию,
¦ проверка возможностей команды уделить проекту необходимое время,
¦ мотивация команды,
¦ определение последующих шагов.
Killer
Application: «Захватчик рынка», революционная идея
С английского: killer = убийца, application = применение. Понятие характеризует качество продукта, делающее его уникальным явлением на рынке — «смертельным» для конкурентов.
Komplexitatsmanagement
: Управление многообразием
С немецкого. Задача менеджера в рамках такой модели управления — следить за тем, чтобы количество вариаций одного и того же продукта не превысило допустимые нормы и не спровоцировало, таким образом, высокие затраты.Такому риску особенно подвержены компании с широким ассортиментом. Руководитель проекта по разработке нового продукта, как правило, фиксируется только на своей идее и не рассматривает варианты оптимизации с использованием деталей уже существующих продуктов. Простой пример: при проектировании новой модели автомобиля крайне редко кто задумывается об использовании педали тормоза предыдущей модели. Получается, что каждый раз педаль разрабатывается заново — и может случиться, что скоро каждая модель автомобиля будет иметь собственную педаль тормоза. Итогом такой недальновидности станет необходимость хранения всех вариантов деталей, содержание дополнительных складских мощностей, большое количество разных типов деталей, используемых в производстве и т.д.
KPI
: Ключевой показатель эффективности (КПЭ)