Organisationsdiagnose
: Диагностика организационной структуры предприятия
С немецкого. Проведение диагностики может оказаться очень полезным — особенно в ходе усовершенствования и развития оргструктуры. При этом речь идет не о получении «подлинных данных и фактов», а скорее о том, чтобы в ходе личных бесед с сотрудниками и менеджерами компании узнать их мнение об организации. Оказывается, полученная таким образом информация на удивление близка к реальным проблемам компании. На основе этих данных могут быть инициированы важные изменения в компании. Преимущество очевидно: благодаря опросу сотрудников уменьшаются затраты времени и средств на диагностику, при этом участники чувствуют себя вовлеченными в процесс изменений.
Обычно диагностика состоит из следующих этапов:
Этап |
Процедуры |
Знакомство.
Предварительные переговоры |
Предварительное решение о сотрудничестве |
Согласование процедур |
Решение о сотрудничестве, заключение контракта; определение проблематики; выбор методов сбора данных и получения обратной связи |
Сбор и обработка данных |
Получение информации с помощью определенных ранее методов (опросы, выяснение мнений, точек зрения) |
Обратная связь |
Передача полученной в ходе исследования информации заказчику (менеджмент и сотрудники); обсуждение (например, в рабочих группах), выбор диагностических подходов |
Подведение итогов исследования |
Получение представления о структуре организации «изнутри» (оценка сильных и слабых сторон) |
Планирование и проведение мероприятий |
Разработка планов специальных мероприятий (в том числе определение методов и установление ответственных за выполнение и контроль) |
Контроль результатов |
Оценка эффективности проведенных мероприятий; решение о прекращении или продолжении мер по развитию организации |
Консультантом по проведению диагностики должен быть профессионал высокого уровня, поэтому при выборе обратите внимание на следующие критерии:
¦ Четко оговорите цели и собственные требования. Какие новые методы нужно применить — в том числе те, которыми вы не располагаете?
¦ Определите, обладает ли консультант необходимой компетентностью? Разбирается ли он в постановке специфических задач? Отраслевые знания являются скорее второстепенными.
¦ Владеет ли консультант целостным подходом и знаниями как в организационной сфере, так и в сфере культуры предприятия?
¦ Какие похожие проекты он проводил? Попросите предоставить отзывы. Не стесняйтесь навести справки по телефону.
¦ Попросите консультанта рассказать о действиях, которые он планирует предпринять. Соотнесите их с вашими целями.
¦ Кто именно реализует исполнение заказа? Если необходимо, укажите в договоре конкретное контактное лицо. В противном случае вы рискуете увидеть профессионального консультанта первый и последний раз во время переговоров, а в ходе проекта вам придется иметь дело с новичками.
Organisationsentwicklung
: Изменение организационной структуры предприятия
Концепция целенаправленного усовершенствования и развития оргструктуры предприятия. Включает в себя стратегическое решения об изменениях, диагностику оргструктуры и последующее сопровождение процесса изменений.
Изменение оргструктуры ориентировано в первую очередь на сотрудников. Рекомендуется в том случае, если компания планирует изменения с активным вовлечением сотрудников. Целесообразным может быть привлечение специалиста по изменению оргструктуры — консультанта, планирующего и сопровождающего процессы изменений.
Outperform
Понятие пришло из английского и означает — превзойти, показать результаты выше средних. Часто употребляется в отношении акций, фондов или биржевых индексов, например: «В этом году Дакс outperform (превзошел) Немакс».
В контексте компании это означает, что необходимо всегда иметь определенное число сотрудников, являющихся наиболее результативными (основа оборота), и вовремя вознаграждать их работу.
Outplacement
: Внешнее распределение
Систематический процесс работы с сотрудниками, связанный с расторжением трудовых договоров и высвобождением персонала.
Если компания планирует провести сокращение рабочих мест, целесообразно подключить консалтинговую компанию, специализирующуюся на внешнем распределении, или трудоустройстве уволенных сотрудников. Такая компания выступает затем в качестве посредника на рынке труда, помогая сотрудникам найти новую работу.
Outsourcing
: Аутсорсинг
Передача части функций предприятия сторонней компании (поставщику). Основной бизнес и стратегически важные функции остаются под оперативным контролем предприятия. Процесс аутсорсинга состоит из следующих этапов:
1. Определить стратегически важные функции компании.
2. Выбрать функции, которые могут быть переданы на аутсорсинг.
3. Разработать требуемый профиль поставщика.
4. Разработать техническое задание.
5. Выбрать поставщиков.
6. Разработать договор (включая условия его расторжения!).
7. Проинформировать сотрудников.
8. Реализовать проект передачи функций.
9. Регулярно контролировать результаты.
10. По истечении года подвести итоги сотрудничества.
Важно не то, Кто ты?! Важно то, Как ты?!