Shareholder
Value: Приверженность интересам акционера
Ориентация предприятия на интересы акционеров. При этом речь идет прежде всего о том, чтобы увеличить их прибыль. Главные интересы акционеров — рост стоимости акций и высокие дивиденды. Компании, ориентирующиеся исключительно на акционеров, подвергаются опасности выплаты слишком больших дивидендов и излишне стремятся к кратковременным успехам (хороший квартальный отчет / хороший годичный результат), чтобы таким способом положительно влиять на курс акций. При этом долгосрочные инвестиции оказываются в задачах не первой приоритетности, что может негативно сказаться на развитии компании.
Six
Sigma: Шесть сигм
Статистическая величина, применяемая для описания «безошибочного процесса» и выяснения, насколько возможно, согласно экспертной оценке, приблизиться к этому состоянию. Шесть сигм равны 3,4 брака на 1 млн. изделий, или степень качества — 99,9997 %.
Традиционно достаточным показателем считаются 99 %. В то же время показатель качества 90 % не достаточен в общем контексте работы компании. Он может, например, означать ежедневную потерю 10 ООО писем или еженедельное падение дюжины самолетов. В 1987 г. в компании «Моторола» в качестве стандарта качества была введена методика «Шесть сигм», и с тех пор — это общепринятый ориентир качества для многих предприятий. Методика касается не только качества самого продукта, но и предусматривает избежание ошибок в рамках всех косвенных процессов.
Основная идея: борьба за качество должна стать практикой на всех уровнях предприятия. Руководству необходимо признать, что стандарты качества, соблюдаемые в данный момент, недостаточны, и донести это до всех сотрудников. При этом «Шесть сигм» основаны на двух базовых принципах:
¦ Выявление потенциальных источников ошибок на всех стадиях производства и уменьшение вероятности их появления.
¦ Анализ процессов, отказ от ненужных действий.
Успешность использования методики «Шесть сигм» сильно зависит от позиции сотрудников. Поэтому с самого начала стоит сделать акцент на философский аспект качества. Необходимо донести до сотрудников, что повышение качества является для компании жизненно важной задачей, требующей к тому же постоянного подтверждения.
Simultaneous
engineering (SE): Параллельные инженерные работы
С английского: одновременное проведение разработки, испытаний, подготовки к выпуску и производство нового продукта.
Не допускайте, чтобы службы закупок или производства занимались новой разработкой только при наличии готового прототипа. SE можно проводить отдельным проектом или в качестве постоянной практики в компании. Так называемые команды НИМ (непрерывные — междисциплинарные — межфункциональные) могут в несколько раз ускорить процесс разработки.
Situative
Management: Ситуационное управление
Модель Херси и Бланшара задает нормы приспособления стиля руководства к специфической ситуации, в которой находятся сотрудники. Основная идея модели ситуационного управления заключается в том, что различная квалификация и мотивация сотрудников требуют и различного управленческого подхода. Определенное поведение руководителя должно при этом поддерживать сотрудников, а не препятствовать их росту, вызывая фрустрацию.
Если менеджер слишком жестко руководит высококвалифицированными и мотивированными сотрудниками, это, как правило, ведет к сильной фрустрации. В данном случае достаточно поставить цель и обрисовать задачи, а затем позволить сотруднику самому решать, что именно делать — оставаясь открытым для дополнительных вопросов и обратной связи и проверяя промежуточные результаты только в заранее оговоренный срок. Такой стиль руководства можно охарактеризовать как делегирующий, а в ряде случаев даже как попустительский.
Успешно руководить — значит уметь оценить степень квалификации и мотивации (умение и желание) сотрудников применительно к определенным задачам и целям и подбирать управленческую тактику в зависимости от ситуации.
Херси и Бланшар описывают следующие факторы управления:
¦ Ориентация на задачи: однозначно определять и структурировать конкретную задачу или цель, предоставлять необходимую информацию, устанавливать критерии результата и шаги к его достижению. При необходимости привлекать экспертов.
¦ Ориентация на сотрудников (отношения): преодолевать эмоциональные блоки, формировать позитивные отношения внутри коллектива и взаимное доверие, стимулировать веру сотрудников в свои силы, помогать идентифицировать себя с поставленными задачами.
График ситуационного руководства:
Четыре стиля руководства различает следующее: Ориентация на отношения
Цели и задачи определены. От сотрудников требуется понимание целей и соотношение себя с ними, например, в ходе обсуждения идей и способов их достижения. Задача руководителя — помощь в случае возникновения вопросов, неясных моментов и сомнений. Сотрудник получает возможность обсуждать свои проблемы и сложившуюся ситуацию с руководителем, который внимательно выслушивает и дает необходимые импульсы для дальнейшей работы.
В общении доминируют вопросы, основная активность должна исходить от сотрудника. Решения сотрудник принимает самостоятельно, после разговора с руководителем. Неуверенность ликвидируется с помощью обратной связи (особенно в виде признаний и похвалы), руководитель подчеркивает сильные стороны сотрудника в контексте задачи, помогает периодически анализировать степень достижения поставленных целей.
Интегрирование
Цели и задачи определены и структурированы. Осознание и идентификация сотрудника с ними развиваются в ходе обсуждения задач. Детально рассматриваются вопросы и сомнения, а также возможное сопротивление поставленным задачам. Руководитель внимательно выслушивает проблемы сотрудника и активно реагирует. Он также способствует личностному развитию сотрудника, анализируя требуемые для поставленных задач навыки (знания, умения, опыт и т.д.) и вырабатывая эффективные методы обучения (например, качественная обратная связь, коучинг, содействие). Контроль результативности обучения.
Делегирование
Цели и задачи согласованы. Сотрудник сам несет ответственность за способы и средства достижения целей, а также сам вырабатывает решения сложных вопросов.
Сотрудник имеет четко очерченную область ответственности и самостоятельно действует внутри нее. Он должен чувствовать, что руководитель поддержит его в случае возникновения проблем. Время от времени — краткие беседы без вхождения в детали («Как дела?»), которые показывают заинтересованность и готовность руководителя помочь в случае необходимости. Периодический, но не частый анализ достижения цели (контроль результатов). И ни в коем случае не забывайте хвалить сотрудника!
Service
Level Agreement (SLAJ: Соглашение об уровне сервиса (СУС]
Все чаще применяется и внутри компании для документирования обмена услугами или продуктами между подразделениями. Наряду с положительными аспектами внутреннего СУС (прозрачные бюджеты и общая картина обмена услугами между подразделениями) такая мера может привести к бюрократии. Представьте себе, что вы звоните в соседний отдел, а ваш коллега выставляет счет за 10 минут времени, потраченного на телефонный разговор, или отвечает на ваш вопрос, только если знает, в какую статью расходов он сможет отнести свои затраты. Поэтому тщательно обдумайте, целесообразно ли документирование услуг внутри фирмы или оно влечет за собой больше расходов, чем прибыли. Часто достаточно только приблизительно учесть обмен услугами между подразделениями в ежегодном общем бюджете.
Ship
to line
С английского: поставка непосредственно на производство или монтаж.
Ship
to stock
С английского: поставка без входного контроля на складе.
Soft
Skills: «Гибкие» навыки
Навыки общения, поведение в конфликтных ситуациях, умение работать в команде — все, что называют компетентностью в сфере социальных отношений. В условиях популярности командной работы такие навыки приобретают все большее значение. В то же время работодатель по-прежнему требует от сотрудника «жестких» навыков, т.е. профессиональной компетенции.
Вот список типичных «гибких» навыков:
¦ Самоорганизация и тайм-менеджмент: насколько хорошо я организован?
¦ Аналитические способности: могу ли я быстро разобраться в проблеме?
¦ Способность оценивать ситуацию: могу ли я быстро понять, что следует делать?
¦ Креативность: умею ли я находить новые пути решения?
¦ Инициативность/Активность: действую ли я активно?
¦ Мотивация: умею ли я мотивировать себя и других?
¦ Способность выражать свои мысли: насколько свободно я общаюсь?
¦ Способность работать в команде: легко ли я включаюсь в работу команды?
¦ Формирование отношений с коллегами: могу ли я устанавливать хорошие отношения?
¦ Отношение к критике, поведение в конфликтных ситуациях: способен ли я воспринимать критику и извлекать из нее уроки?
¦ Ориентация на цель и результат: думаю и действую ли я, ориентируясь на результат?
¦ Уверенность в себе: какое впечатление я произвожу на других?
¦ Осознание ответственности: всегда ли я действую осознанно и ответственно?
¦ Лояльность: должен ли я быть безупречным?
¦ Способность руководить сотрудниками (неформальное руководство)?
¦ Признают ли меня коллеги в качестве неформального руководителя?
¦ Готовность учиться: развиваюсь ли я непрерывно и готов ли обучаться дополнительно?
¦ Выносливость: обладаю ли я способностью противостоять трудностям?
¦ Готовность к изменениям: насколько я гибок и готов к изменениям (в отношении задач или социального окружения)?
¦ Готовность идти на риск: готов ли я принимать решения?
¦ Политическая компетентность: умею ли я преодолевать сопротивление?
¦ Харизматичность и видение будущего: могу ли я воодушевить людей на достижение целей?
Существуют неплохие тесты, позволяющие проанализировать личностные качества сотрудника. Тестирование рекомендуется при отборе соискателей, претендующих на высокие позиции в компании.
SOHO
Small Office / Home Office,
С анлийского: маленький или домашний офис.
Spin
-off: Отделение
Обособление подразделения или части предприятия в отдельную компанию.
Stakeholder
: Заинтересованные стороны
Под этим понятием объединяются все лица, социальные группы и организации, имеющие конкретные интересы в компании и формулирующие эти интересы в форме требований. В их число входят, например, сотрудники, акционеры, банки, клиенты, поставщики, государство, профессиональные и прочие союзы.
Часто возникает вопрос о расстановке приоритетов среди заинтересованных сторон. Например, в концепции —> Приверженность интересам акционера на первом месте стоит акционер. Компания «Порше», к примеру, расставляет приоритеты следующим образом:
¦ Клиент.
¦ Сотрудники.
¦ Поставщики/Партнеры.
¦ Акционеры.
Stilgruppe:
Стилевая группа
Стилевая группа — новый вариант понятия «целевая группа». В обществе индивидуальностей людей уже не достаточно классифицировать просто по возрасту и полу. С помощью понятия «стилевая группа» эксперты в области маркетинга пытаются нарисовать более детальную картину. Они ищут, например, определенные ценности и стиль жизни, связывающие людей за пределами возрастных и социальных границ.
Strategieentwicklung
: Разработка стратегии
С немецкого. Разработка стратегии и ее реализация является одной из важнейших задач управления. В процессе разработки стратегии необходимо учитывать следующие фазы:
Разработка стратегии
Фазы |
Главные вопросы и действия |
1. Образ
будущего/Идеал |
Кто мы и кем мы хотим стать?
Чего мы хотим достичь? |
2. Определение
основных
сфер
деятельности |
Основные сферы деятельности — это все, что создает стоимость продукта.
Какие проекты, процессы, клиенты, а также бизнес и ценностные стратегии влияют на наш бизнес?
Какое стратегическое развитие на нас отражается?
В чем заключается наш вклад в создание стоимости продукта?
Каково значение нашего подразделения внутри предприятия?
Ради кого мы хотим / должны работать?
Кто является потребителем наших услуг и внутренними / внешними конкурентами? |
3. Анализ окружения |
Как изменятся сферы, влияющие на наш бизнес?
Каковы воздействия этих изменений на нашу сферу?
Как изменятся главные критерии, влияющие на основной бизнес, например, спрос на услуги, сотрудники,
клиенты, рынок и конкуренты, развитие технологий, отраслевой / функциональной стратегии.
Как будет развиваться компания?
Анализ возможностей и рисков. |
4. Анализ
сильных
и слабых сторон |
В чем заключаются наши сильные стороны?
Где мы видим слабые места / необходимость изменений, например, применительно
к квалификации сотрудников и руководителей, ресурсам, оргструктуре, процессу выполнения работ? |
5. Разработка
основной
стратегии |
Какова главная задача?
Какие вопросы необходимо решить?
Где требуется приложить активные усилия?
Каковы наши цели?
Каковы факторы успеха и критерии качества? |
|
|
|
Не стоит разрабатывать стратегию «втихомолку» — она может стать успешной только получив одобрение сотрудников. Чем больше сотрудников вы вовлечете в ее разработку, тем скорее они поймут, прочувствуют и осознают стратегию.
Stretch
-Coal
Завышенные требования при постановке цели по принципу: «Требуй больше, чем ожидаешь, тогда получишь то, чего хотел».
Supply
Change Management: Управление цепочками поставок
Особая форма управления, нацеленная на организацию бесперебойной поставки продукта между предприятием, его поставщиками и клиентами. В последнее время, когда объемы производства за счет собственных ресурсов постоянно уменьшаются, а доля поставок смежных производств растет, управление цепочкой поставок приобретает все большее значение. Его цель заключается в оптимизации процесса — от поставщика до конечного потребителя, в сферах:
¦ Транспортных средств.
¦ Транспортных путей.
¦ Логистики.
¦ Процессов проведения заказов.
¦ Контроля качества.
¦ Согласования процессов производства.
Управление цепочкой поставок успешно только в том случае, если поставщики готовы к тесному взаимодействию. Как правило, лучших результатов можно достичь при условии оптимального согласования технологических процессов. Обратите внимание на вопрос оптимизации цепочки поставок еще на стадии заключения договора поставки. Это значит, что вы должны иметь доступ на производство компании-поставщика и совместно разрабатывать концепции оптимизации.
SWOT
-Analyse: SWOT-анализ
Метод выработки стратегии, оценивающий проект со следующих позиций:
¦ Strengths / Сильные стороны.
¦ Weaknesses / Слабые стороны.
¦ Opportunities / Возможности.
¦ Threats / Риски.
Системное осмысление преимуществ и недостатков будущего проекта, как правило, облегчает достижение результата и минимизирует число неверных решений. При работе над каждым новым проектом проводите SWOT-анализ. Имеет смысл также представить проект на оценку отраслевым экспертам. Такой подход помогает реалистично оценить возможные риски. Кроме того, рекомендуется подробный анализ рисков и возможных негативных последствий с последующей разработкой контрмер.
Важно не то, Кто ты?! Важно то, Как ты?!