Z
Zero
Base Budgeting: Планирование бюджета на «нулевой основе»
Метод бюджетирования, который строится не на существующей структуре затрат, а ищет новые, более экономичные пути создания стоимости продукта. Цель метода: поиск новых решений и подходов сокращения постоянных затрат. При этом бюджет подразделения или отдела условно «обнуляется», так что нужно заново обосновывать все статьи расходов.
Метод эффективен только в том случае, если с самого начала действительно отменяются все статьи расходов, включая затраты на содержание производственных помещений и расходы по содержанию персонала. Далее задается вопрос: если нам придется заново, т.е. без долгов и ресурсов, «с чистого листа», запускать проект, каковы будут процессы и затраты на них? Такой метод бюджетирования рационален в случае необходимости резкого сокращения издержек: поставить затраты под сомнение, предварительно «обнулив» и заново обосновав их. Это касается как материальных расходов, так и затрат на персонал.
Zielvereinbarung
: Согласование целей
С немецкого. Своего рода «договор» между сотрудниками и руководством о целях на будущий финансовый год. Задача такого согласования:
1 Дать понять сотруднику, чего ожидает от него руководство.
2 Определить конкретные задачи для каждого сотрудника в предстоящем году.
3 Активизировать общение между руководителем и сотрудниками (минимум две беседы в год — согласование целей и подведение итогов).
4 Установить переменную часть зарплаты.
5 Осуществить сквозное согласование целей: коммерческий директор с руководителем подразделения, руководитель подразделения с начальником отдела, начальник отдела с сотрудниками.
Наиболее частые ошибки в процессе согласования целей:
¦ Постановка целей вместо согласования, что снижает мотивацию сотрудника.
¦ Согласуется слишком много целей в подразделениях и отделах, что приводит к концентрации отделов только на своих задачах. Каждый пытается отличиться в их достижении, часто за счет стратегических целей компании. Поэтому обязательно направлять внимание сотрудников на общие цели компании.
¦ Согласуется слишком много целей одновременно. Сотрудник, перед которым поставлено 20—30 целей, теряет представление об общей картине. Не превышайте планку в 10 целей на одного человека.
Важно не то, Кто ты?! Важно то, Как ты?!